авиа05

Маго­мед Ярагский

29 января 2014 - Администратор

Хотелось бы предупредить, что статья написана светским человеком, который не очень хорошо разбирается в религиозной терминологии и допускает ошибки...



 

В 20-е годы XIX века сфор­мировался как ученый Маго­мед Ярагский.

 

В своем селении до 1821 года он был муллой и мударисом (преподавателем в медресе). В 1821 году кюрда-мирский Гаджи-Исмаил-Эфенди (30-й тарикатский имам) наде­лил его саном «старший мюршид Дагестана». В 1822-1830 годах к нему для учебы в Ярагском медресе приезжали молодые люди как из других лез­гинских селений, так и из Аварии, Дербента, Ширвана, Бухары. В эти же годы М. Ярагский, облаченный уже высоким званием «шейх», создал свое «новое учение» — мюридизм.

Его основные социально-политические положения можно свести к следующему. Все правоверные мусульмане должны быть равны перед Аллахом. Мусульманин должен быть свободным. Он не должен платить подати, налоги ни российскому императору, ни местным ханам, бекам. Мусульманин не может быть ничьим рабом.


Муршид Магомед ал-Яраги в своем учении нахшбандийского тариката делал акцент именно на ценности ислама: из недр тарикатского учения стараниями Маго­мед ал-Яраги и возникло учение, цементирующее народно-освободительное движе­ние разрозненных и зачастую противоборствующих народов Северного Кавказа.


О том, что Магомед ал-Яраги стоял у истоков зарождения суфийского тари­ката нахшбандийа, заявляли царские официальные историки, которые писали, что «до 1923 года в Дагестане тарикат известен не был». Представитель генерального штаба Военного министерства Российской империи капитан Вранкен в 1843 году в «Политическом обзоре Дагестана» писал: «Учение мюридизма получило свое нача­ло в Кюринском владении, в деревне Яраглар, кажется в 1823 году». Часть русских и иностранных исследователей ошибочно связывают появление тариката накш-бандийа на Кавказе с именем шейха Мансура.


В учении М. Ярагского свобода выступает в качестве главного условия жизни. С этим связано и полное социальное раскрепощение горцев. За это надо бороться, говорил он, а не ждать, чтобы их даровал мусульманам Аллах. Поэтому священная война за мусульманскую веру — «газават», по мнению М. Ярагского, должна быть и справедливой войной за свободу и равенство мусульман, за человеческую и нацио­нальную свободу, за честь и достоинство каждого человека.


Бесспорной заслугой М. Ярагского является то, что он не ограничился изло­жением своего учения и четко указал угнетенным народам пути его реализации. Он заявил, что русские колонизаторы и их лакеи — дагестанские ханы и беки до­бровольно не откажутся от своей власти, освобождение народов — дело рук самих народов, двойной гнет можно уничтожить только вооруженным путем.

объективных и субъективных причин, чтобы народ поднимался на вооруженную борьбу. Вески­ми причинами были и его тяже­лое социально-экономическое положение, корыстные интересы многих представителей мусуль­манского духовенства, богатство и роскошная жизнь ханов, беков наибов и их приспешников.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 4867 просмотров
Комментарии (1)
Алена Гаджиева # 2 апреля 2015 в 21:36 +1
хорошая статья)